среда, 23 января 2013 г.

ВЕРНУЛСЯ Я...

Прошу простить, но здесь я представлю свои личные пристрастия - стихи Р.Гамзатова, которые больше всех понравились мне. Хотя очень хороших стихов у Гамзатова - великое множество))) Ю.М.









ПОКУДА ВЕРТИТСЯ ЗЕМЛЯ

Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед.
 
В краю вершин крутых и гордых,
Где у сердец особый пыл,
Я звезды пил из речек горных,
Из родников студеных пил.
 
Из голубой небесной чаши
В зеленых чащах и лугах
Я жадно воздух пил сладчайший,
Настоянный на облаках.
 
Я пил снежинки, где тропинки
Переплелись над крутизной.
И помню:
      таяли снежинки,
В пути пригубленные мной.
 
Я весны пил,
       когда о севе
В горах пекутся там и тут.
Где крепок градусами Север,
Я пил мороз, как водку пьют.
 
Когда я грозы пил, бывало,
Чья слава землям дорога,
Как будто верхний край бокала,
Сверкала радуга-дуга.
 
И вновь шиповник цвел колючий,
Сочился хмель из темных скал.
Я, поднимавшийся на кручи,
Хмельные запахи вдыхал.
 
Земной красой я упивался,
Благословлял ее удел.
Не раз влюблялся, убивался
И песни пил, как песни пел.
 
Людской души сложна природа,—
Я пил с друзьями заодно
В час радости — бузу из меда,
В час горя — горькое вино.
 
И если сердцем пил,
                 то не пил
Забавы ради и утех.
Я Хиросимы видел пепел,
Я фестивалей слышал смех.
 
И, резко дунув, как на пиво,
Чтобы пустую пену сдуть,
Пил жизни суть:
           она не лжива,
Она правдива — жизни суть.
 
Люблю, и радуюсь, и стражду,
И день свой каждый пью до дна,
И снова ощущаю жажду,
И в том повинна жизнь одна.
 
Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утоля,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится Земля.

*  *   * 

ВЕРНУЛСЯ Я...

Вернулся я,
       спустя сто лет,
Из темноты на землю эту.
Зажмурился, увидев свет.
Едва узнал свою планету...
Вдруг слышу:
       шелестит трава,
В ручье бежит вода живая.
«Я вас люблю!..» — звучат слова
И светят, не устаревая...
Тысячелетие прошло.
На землю я вернулся снова.
Все, что я помнил, замело
Песками времени иного.
Но так же меркнут звезд огни,
Узнав, что скоро солнце выйдет.
А люди —
      как и в наши дни —
Влюбляются и ненавидят...
Ушел я и вернулся вновь,
Оставив вечность за спиною.
Мир изменился до основ.
Он весь пронизан новизною.
Но все-таки —
          зима бела.
Цветы в лугах мерцают сонно.
Любовь осталась как была.
И прежнею осталась ссора.

* * *

В тебя я вновь влюблен и очарован...
Такого не бывает - говоришь?
Но в каждый мой приезд волшебным, новым,
Загадочным мне кажется Париж.
 
Бывает так. Живешь, живешь на свете.
Идет весна - и словно в первый раз
Ты чувствуешь, как молод этот ветер
И нов капели сбивчивый рассказ.
 
Впервые я пишу стихотворенье -
Хотя пишу стихи давным-давно.
Пусть много было радостных волнений,
Но помню лишь последнее - одно.
 
Бывает так... Ни убыли, ни тленья
Не знает страсть, рождаясь вновь и вновь.
Ты - первое мое стихотворенье
И первая, бессмертная любовь.


* * *

Все, что в нас хорошего бывает,
Молодостью люди называют.
 
Пыл души, непримиримость в спорах,
Говорят, пройдут, и очень скоро.
 
Говорят, когда я старше буду,
Я горячность юности забуду,
 
От тревог и от дорог устану.
Говорят, я равнодушным стану.
 
Сделаюсь спокойным и солидным,
Безразличным к славе и обидам,
 
Буду звать гостей на чашку чая,
От друзей врагов не отличая...
 
Если, правда, может так случиться —
Лучше мне сегодня ж оступиться,
 
Лучше мне такого не дождаться,
Нынче в пропасть со скалы сорваться!

* * *

И люблю малиновый рассвет я,
И люблю молитвенный закат,
И люблю медовый первоцвет я,
И люблю багровый листопад.
 
И люблю не дома, а на воле,
В чистом поле, на хмельной траве,
Задремать и пролежать, доколе
Не склонится месяц к голове.
 
Без зурны могу и без чунгура
Наслаждаться музыкою я,
Иначе так часто ни к чему бы
Приходить мне на берег ручья.
 
Я без крова обошелся б даже,
Мне не надо в жизни ничего.
Только б горы, скалы их и кряжи
Были возле сердца моего.
 
Я еще, наверное, не раз их
Обойду, взбираясь на хребты.
Сколько здесь непотускневших красок,
Сколько первозданной чистоты.
 
Как форель, родник на горном склоне
В крапинках багряных поутру.
Чтоб умыться — в теплые ладони
Серебро студеное беру.
 
И люблю я шум на дне расселин,
Туров, запрокинувших рога,
Сквозь скалу пробившуюся зелень
И тысячелетние снега.
 
И еще боготворю деревья,
Их доверьем детским дорожу.
В лес вхожу как будто к другу в дверь я,
Как по царству, по лесу брожу.
 
Вижу я цветы долины горской.
Их чуть свет пригубили шмели.
Сердцем поклоняюсь каждой горстке
Дорогой мне сызмальства земли.
 
На колени у речной излуки,
Будто бы паломник, становлюсь.
И хоть к небу простираю руки,
Я земле возлюбленной молюсь.

* * *

                    Аркадию Райкину
                    
...И на дыбы скакун не поднимался,
Не грыз от нетерпения удил,
Он только белозубо улыбался
И голову тяжелую клонил.
 
Почти земли его касалась грива,
Гнедая,
      походила на огонь.
Вначале мне подумалось:
                      вот диво,
Как человек, смеется этот конь.
 
Подобное кого не озадачит.
Решил взглянуть поближе на коня.
И вижу:
       не смеется конь, а плачет,
По-человечьи голову клоня.
 
Глаза продолговаты, словно листья,
И две слезы туманятся внутри...
Когда смеюсь,
           ты, милый мой, приблизься
И повнимательнее посмотри.
 
Перевод Я. Козловского


Комментариев нет:

Отправить комментарий